Организация предшкольного образования в учреждении дополнительного образования  МАУДО «Дворец творчества»

      Интерес к дошкольному детству растёт и относится к числу общемировых тенденций. В России дошкольные учреждения уже несколько десятилетий находятся в подчинении органов управления образованием. Стало уже общепризнанным фактором то, что ребёнку дошкольного возраста необходим не только уход, забота  и опека, но и обучение, воспитание и развитие.

   Впервые термин «предшкольное образование» появился в нормативном документе «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» в 2004 году. Предшкольное образование адресовано детям 5-7 лет. Дети в этом возрасте имеют разные стартовые  возможности.  Основной целью предшкольного образования является выравнивание уровня развития детей, интеллектуальной и психологической готовности  к школьной жизни и мягкая адаптация к школе. 

    Сегодня образовательные учреждения в России наработали достаточно эффективный собственный арсенал средств, форм и методов для  реализации эффективных моделей   предшкольного образования: «Школы раннего развития», «Группы кратковременного пребывания», «Школы будущего первоклассника», «Студии раннего творческого развития» и другие. На базе учреждений дополнительного образования содержание предшкольного образования зачастую находится в прямой зависимости от «заказа родителей». Родители стремятся обязательно научить детей читать, считать, говорить по-английски, пользоваться компьютером и пр.

Такой опыт накоплен в МАУДО «Дворец творчества» ГО Красноуфимск (далее Дворец). Более 20 лет функционирует студия эстетического воспитания «Лира» (далее студия), в которой дети начинают готовиться к поступлению в школу до наступления предшкольного возраста (с трёх лет). В студии реализуются дополнительные общеразвивающие программы (далее программы): «Музыкальная подготовка детей в студии», «Английский для дошкольников», «Театр-творчество-дети», «Ритмика и танец», «Изобразительная деятельность», которые нацелены на личностное развитие детей,  повышение речевой и  музыкальной культуры,  включение в изобразительную и театральную деятельность, раннее обучение английскому языку, на развитие коммуникативных навыков.  В 2015 – 2016 учебном году в студии сформировано 7 учебных групп и обучается 64 человека. Программы студии   разработаны таким образом, чтобы  заказчики дополнительных образовательных услуг (родители) могли выбрать весь комплекс программ, либо те программы, которые востребованы именно для их детей. Занятия организуют педагоги Лобова О.В., Попова Е.В., Корнилова О.В., Курбанова Л.И., Нейгруц Т.В. В рамках образовательного процесса осуществляется проектная деятельность, разрабатываются и презентуются  совместные   семейные проекты, которые позволяют включить в творческий процесс детей и их родителей. Обучающиеся студии – активные участники муниципальных, областных и Всероссийских конкурсов и выставок. Участие в муниципальных выставках и конкурсах «Мама – солнышко в доме», «Новогодняя игрушка», «Красноуфимские звёздочки» стало уже традицией.

Подготовка детей дошкольного возраста к школе осуществляется и в студии раннего развития «Дошколёнок» (далее студия) для детей 5 – 7 лет (социально-педагогическая и естественнонаучная направленности), в которой реализуются программы  «Развитие элементарных математических навыков», «В гостях у Букварика». В 2015 – 2016 учебном году в студии сформировано 9 учебных групп и обучается 95 человек. Основные задачи  студии – создание условий для достижения  единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения. Акцент педагоги студии Кинёва О.С., Садыкова Н.А. делают на презентации результатов и достижений детей, которая  осуществляется на мероприятиях различного уровня. Педагоги стали организаторами интеллектуально-творческого конкурса «Знай-ка», олимпиады «Мудрый совёнок», по результатам которой победители принимают участие во Всероссийской олимпиаде.  Уже традицией стало проведение  фотовыставки «Мы и наши дети», игровой программы «Браво мальчики, браво девочки». Активно включаются дети и их родители в разработку совместных творческих проектов «Живая азбука», «Весёлая математика». Участвуют дети в сопровождении педагогов во Всероссийских олимпиадах «Скоро в школу», «Арт-талант», «Мудрый совёнок», что позволяет включить детей и их родителей в совместный творческий процесс и продемонстрировать свои достижения и результаты в обучении.

      Во Дворце предшкольная подготовка осуществляется по программам «Основы легоконструирования», «Легоконструирование», в рамках которых дети 6 – 7 лет включаются в увлекательный мир легоконструирования, что способствует развитию у них познавательного интереса и формированию конструкторских навыков. В  январе 2016 года проведена муниципальная выставка моделей ЛЕГО «Чудо-модель», организатором которой является педагог Кузнецова Т.С. На выставке дети представили модели, выполненные самостоятельно на занятиях по легоконструированию, а главное получили первый опыт участия в таких выставках. Выставка проводилась в рамках муниципального Фестиваля технического творчества «Шаг в будущее».

   Большинство   детей любят рисовать и мастерить поделки своими руками, ведь это —  чудесная возможность выразить  свои чувства, восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Работа с различными материалами в разных изобразительных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности и дает полную свободу творчества.  Изобразительное искусство помогает детям стать неординарной, эстетически развитой личностью.  Но при ограниченном времени на изучение изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях важнейшей задачей учреждения дополнительного образования становится повышение художественного образования детей, что и определяет, в свою очередь, социальный заказ со стороны родителей детей дошкольного возраста на дополнительное образование в области изобразительного искусства.  С этой целью реализуется в художественной направленности Дворца программа «Изостудия «Акварелька» для детей дошкольного возраста 6-7 лет, в которой занимается 47 человек в 4 учебных группах.  Уже традиционной  становится выставочная деятельность, в рамках которой педагог Нейгруц Т.В. организует и проводит выставки детского творчества «В гости осень к нам пришла», «Зимушка — зима», «Моя семья», «Волшебный лес», на которых представлены детские творческие работы, выполненные в разных техниках. Традиционно по итогам учебного года организуется праздничная игровая программа «Акварельная сказка», которая нацелена на подведение итогов и презентацию результатов обучения. Демонстрация достижений и успехов детей —  важная составляющая образовательного процесса Дворца.

Программы «Природа и фантазия», «Юный эколог», «Эстрадный вокал»,   «Студия рукоделия «Вдохновение» реализуются для детей с 6 -летнего возраста.  Такие программы представляют альтернативу программам дошкольных образовательных  учреждений и отражают социальный заказ на дополнительные образовательные услуги для дошкольников.

Предшкольная подготовка в учреждении дополнительного образования сегодня – это та  ступень, которая обеспечивает плавный переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Благодаря ей большинство детей  значительно легче адаптируются к школе. Широкий спектр программ предшкольного образования обеспечит комплексное выполнение социального заказа на качественную, доступную и эффективную подготовку всех социальных групп дошкольников как посещающих, так и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Дружинина Светлана Кузьмовна,

методист МАУДО «Дворец творчества»

comments powered by HyperComments
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.