«Отряд исследователей…»

«Главное, не упустить нить интереса,

а стать настоящим исследователем

поможет только практика,

практика и еще раз практика…»
из к/ф «Каникулы строгого режима»

 

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, являющиеся «изюминками» нашей огромной страны. Именно через краеведческие исследования у детей (и взрослых) формируется интерес, любовь и привязанность к родному краю. Помочь  лучше узнать свой родной край, принять  участие в созидательной деятельности, развить свои собственные исследовательские способности — в этом заключается основной смысл деятельности летнего эколого-краеведческого отряда «Поиск».

Свое существование отряд начал еще в 2011 году. Отметим, что его популярность  растет, о чем свидетельствует количественный прирост детей-участников отряда. В этом году добровольцев было 13 человек. Возраст ребят от 9 до 13 лет.

Обучающиеся ежегодно занимаются на протяжении всего июня во Дворце творчества по программе «Историческое краеведение» в летний период. Именно июнь является самым благоприятным месяцем для исследований, т.к. в природе происходят интересные погодные явления и фенологические «события» в жизни растений, насекомых, птици других объектов природы.

Виды и формы организации работы отряда «Поиск» различные. Это позволяет поддерживать познавательную активность обучающихся на протяжении всей летней практики: экскурсии, полевые исследования;  фиксация данных; сбор и оформление коллекций; коллективно-творческие дела; индивидуальные и групповые он-лайн — беседы; командная (отрядная) работа; работа в мастерской исследователя (лабораторные занятия, практическая опытническая работа); игры, конкурсы;геолого-палеонтологическая работа в карьере; экологические тропы и полосы препятствий а так же нетрадиционные формы работы: фотографирование, репортаж, интервью; скалолазание.

Основная форма деятельности отряда – это полевые исследования. Именно они способствуют формированию у ребят умения работать в природе, позволяют обучающимся почувствовать себя в роли исследователя. В ходе полевых исследований ребята развивают и поддерживают интерес к учебным областям (краеведению, экологии, биологии, зоологии, ботанике, почвоведению, минералогии, палеонтологии,  этнологии, топографии, топонимике и т.д.). За время работы отряда обучающиеся приобрели навыки исследований во всех перечисленных областях на практике, опытным путем, а так же через наблюдения за объектами природы и определились со своей темой исследования. Кроме того, занятия в летний период формируют активную жизненную позицию через участие ребят в квестах, экологических акциях, выставках, мастер-классах, и, конечно же, занятиях на местности.

Приобретенные знания и умения позволят учащимся лучше усвоить школьные учебные программы, а так жедополнительную общеразвивающую программу «Историческое краеведение», а собранные материалы — принять участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.

Обучающиеся осваивают программу под руководством педагога на уровне знакомства с окружающей природой, учатся собирать и оформлять гербарий, ориентироваться на местности, проводить простые метеонаблюдения, знакомятся с устройст­вом микроскопа и методикой приготовления простых микропрепаратов.

В этом учебном году деятельность эколого-краеведческого отряда «Поиск» принесла новые положительные результаты.

Дети научились составлять фенологическое описание погоды, определять вид растений, называть их. Посещение различных водных объектов (реки, озера, старицы) позволило создать характеристики по их биотопам и в сравнении узнать об их экологическом состоянии и особенностях условий для обитания каких-либо живых существ.

Самое популярное, интересное исследование для ребят — поиск и определение палеонтологических ископаемых. Ежегодно ребята пополняют палеонтологическую передвижную экспозицию. На данный момент в ней насчитывается более 200 находок, некоторые из них переданы в фонд Красноуфимского краеведческого музея, ученым из Кунгура, Москвы, Твери и т.д.

Обучающиеся представляют свои находки общественности на городских  выставках (ежегодно на дне города, на слете активистов музеев, по плану в учреждении), пропагандируя бережное отношение к природе.

Ребята работают по специально разработанным дневникам исследователя, которые помогают ориентироваться в нужной теме. В дневниках к каждой теме исследования предлагаются задания для самостоятельных работ, обязательные таблицы фиксации данных, справочная информация в картинках и схемах.

Отряд занимается по расписанию, каждый день спланирован до минут. В каждый день исследования ребята знакомятся с новыми методиками исследований природных объектов и закрепляют имеющиеся знания и умения.

В этом году ребятам были предложены новые интересные темы: «Палеостраницы» (включая сотрудничество с Красноуфимским краеведческим музеем), «Озеро, которого нет», «В гостях у озера старицы», «Великий шелковый путь. Скалолазание», «Эколаборатория» (сотрудничество с СЮН) и другие.

Несмотря на непогоду, весь план работы отряда выполнен.

В каждой учебной неделе было запланированы мероприятия, позволяющие оценить уровень подготовки детей отряда и выявить сформировавшиеся умения. Так в первую неделю (5 июня 2018 года) обучающиеся участвовали в городском экологическом квесте «Зеленый день». Ребятам необходимо было выполнить ряд заданий: рассортировать мусор по материалу изготовления, достать из банки с лягушками и американскими тараканами свою бумагу со словом, разгадать кроссворд о лекарственных растениях, тренинг на сплочение «Живые геометрические фигуры» и другие. Главное задание дня — принести макулатуру. Итогом дня стало награждение детей сертификатами на мастер-класс от кафе «Марио-пицца» по изготовлению wok-лапшии просмотр бесплатного мультфильма.

В следующую неделю промежуточной проверкой знаний и умений детей стало участие в областной онлайн викторине «Славим города Среднего Урала». Ее современный формат (онлайн) очень понравилась детям. Однако, заставил и поволноваться, потому что правила участия были не простые. Обучающимся необходимо было ответить в диалоговом окне чата (то есть напечатать)полным ответомза минуту, не имея возможности видеть заданный вопрос на экране.

В период подведения итоговвикторины ребята активно общались с другими участниками в режиме чата. Этот способ обмена информацией бесспорно всем понравился и возникла мысль создать свой исследовательский чат…

Так возникла беседа в сети «ВКонтакте» под названием «Беседы и беседки для начинашек», где участниками являются только ребята отряда. Здесь у стеснительных ребят появилась возможность активнее общаться со сверстниками, представлять ответы на вопросы дня, используя различные источники.

Данный тип беседы позволяет обсуждать в онлайн режиме те моменты, которые не были обсуждены во время занятия. Интересным стало задание «Вопрос дня» о вопросах или находках, которые обучающиеся не могли определить в течение полевых исследований в связи с отсутствием условий, но закончив занятия во Дворце они не заканчивали изучать окружающий мир. Так при помощи электронных справочников они отвечали сами на свои вопросы и публиковали их в беседе для всех участников. Педагогом это поощрялось в виде заработанных баллов.В этом направлении работы отличился Новоселов Максим, Громова Екатерина и Лобова Екатерина.

Задумавшись о том, как сделать гаджеты и телефоны инструментами для исследований, были найдены и установлены на все типы телефонов детей электронные справочники и приложения. Одно из приложений – «iNaturalist» представляет особый интерес. Оно являетсябольшой справочной базой и имеет итернет-чат среди ученых и исследователей всего мира. Если какой-либо вид (насекомого или растения) определен автором не правильно, то пришлют правильное название и описание. Кроме того, если исследование автора имеет научную ценность, то с ним связываются ученые из любых уголков мира.

Кроме интеллектуального исследовательского «штурма», ребята были вовлечены в туристические мероприятия. Один из дней был полностью посвящен скалолазанию, где обучающие знакомились с методикой спуска и страховки другого человека. Кроме того, некоторые маршруты оказались сложные ввиду погодных и дорожных условий, что способствовало приобретению и совершенствованию навыков пешего туризма, проявления силы воли и умения помочь ближнему.

Хочется отметить, что обучающиеся приобретают еще одно умение – умение помогать в организации мероприятий, становятся сорганизаторами. Так, 20 июня дети участвовали в организации палеонтологического квеста «Охотники за окаменелостями». Ребята осуществляли работу станций, для осуществления которой необходима соответствующая подготовка.

Итогом прохождения практики стала защита исследовательских работ. Ребята   сдавали отчетные документы: заполненный дневник исследователя, гербарий, исследовательскую работу.

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены среди обучающихсятекстовые работы – это научный доклад («Моя находка — Аммонит», Лобова Екатерина), реферат(«Бабочки моего края», Древина Елизавета). Многие обучающихся выбрали  исследовательскую работу в форме компьютерной презентации и представили ее:«Птицы нашего края» (Блохина Вероника), «Сирень обыкновенная. Полезные свойства» (Громовы Екатерина и Мария), «Растения нашего края» (Леушканова Анна и Шаньгина Ксения), «Суперконтиненты Земли» (Ярушин Александр), «Ягоды и фрукты – витаминные продукты» (Мактупова Вероника и Пустобаева Софья), «Смородина – клад витаминов» (Шамсутдинов Виль).

Самый лучший гербарий по качеству исполнения представили Леушканова Анна и Шаньгина Ксения.

Каждый обучающийся за период обучения набрал определенное количество баллов, занесенных в общий рейтинг успешности. В завершении детям, набравшим наибольшее количество баллов, был вручен «Диплом исследователя».

Лучшими исследователями в этом году стали: Мактупова Вероника, Громова Екатерина, Громова Мария, Лобова Екатерина, Ярушин Александр.

Всем ребятам вручены свидетельства о прохождении практики, фотоальбомы и ценные туристические призы.

Исследуйте и побеждайте!

Ждем всех желающих в новом учебном году.

Пашкина Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

руководитель эколого-краеведческого отряда «Поиск»

МАУДО «Дворец творчества» г. Красноуфимск.

comments powered by HyperComments
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.