Развитие математических способностей детей в студии «Дошколенок»

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагога – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

В МАУДО «Дворец творчества» создана студия «Дошколенок». В студии реализуются две программы: «В гостях у Букварика» и «Развитие элементарных математических навыков». Программы создают условия для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, выравнивают уровни интеллектуальной и психической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения; корректируют незначительные нарушения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей; формируют мотивацию к обучению в школе, эмоциональную готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развивают любознательность, творческую активность и восприимчивость к миру, инициативность.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении.

Знакомство детей с новым материалом на занятии осуществляется на основе деятельностного подхода. Постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Использование набора геометрических фигур дает возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, форма, толщина), причем как по наличию, так и по отсутствию свойства. Они познают знаки-символы, обозначающие цвет, толщину, размер. Дети очень любят составлять и преобразовывать геометрические фигуры. Так квадрат преобразуют в треугольники и четырехугольники, обследуют их, пересчитывают и показывают, моделируют предметы из них. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны, например: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку». Игровые упражнения, цель которых – в завершении, продолжении начатого рисунка, постройки, в разгадывании замысла, развивают умение понимать символику, схематичность, развивают предпосылки творческой самостоятельности: «На что похоже?», «Дорисуй», «Дострой». Эффективна роль различного речевого материала – сказок, потешек, стихов, считалок, задач-шуток – в освоении детьми чисел и действий с ними. Задания, связанные с развитием графических навыков, направлены на развитие не только мелкой моторики кисти руки и коррекцию движения глаз, но и на развития внимания, памяти и логического мышления.

Вся работа с детьми в студии «Дошколенок» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе. В дошкольном возрасте дети должны не только прочно усвоить математические понятия и отношения, но и научиться самостоятельности, умению делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, доводить дело до конца.

comments powered by HyperComments
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.